Методическая литература

Диагностика

5 класс
Тест по разделу «Что изучает география»                         Вариант № 1
1.       К объектам живой природы относится:
А. кристалл Б. сосулька В. гриб Г. звезда
2.       К объектам неживой природы относится:
А. краб Б. жук В. дуб Г. луна
3.       К биологическим явлениям относится:
А. дождь Б. смена дня и ночи В. снег Г. листопад
4.       К естественным наукам не относят:
А. историю Б. биологию В. географию Г. физику
5.       Наука о живых организмах называется:
А. географией Б. биологией В. геологией Г. химией
6.       «География» в переводе с греческого означает:
А. «природа» Б. «смешивание» В. «землеописание» Г. «наука о жизни»
7.       Самым древним методом географических исследований является:
А. картографический Б. статистический В. описание Г. аэрокосмический
8.       Что из перечисленного является объектом изучения  социально-экономической географии? Выберите три ответа:
1)       климат Земли 2) хозяйство 3) строение Земли 4) влияние особенностей территории на здоровье населения 5) население  6) земная поверхность Земли
9.       Установите соответствие между объектами и науками:
Объекты
А. планета
Б. грибы
В. рельеф
Г. полезные  ископаемые
Д. население
Е. молния
Наука
1)      Биология
2)      Геоморфология
3)       Физика
4)      Астрономия
5)      Геология
6)      Демография

А
Б
В
Г
Д
Е






Тест по разделу «Что изучает география»                               Вариант №  2
1.       К объектам неживой природы относится:
А. кристалл Б. дерево В. гриб Г. жук
2.       К объектам живой природы относится:
А. краб Б.снежинка В. камень  Г. луна
3.       К физическим явлениям не относится:
А. дождь Б. смена дня и ночи В. снег Г. листопад
4.       К естественным наукам не относят:
А. астрономию Б. химию В. географию Г. историю
5.       Наука о небесных телах называется:
А. географией Б. астрономией В. геологией Г. химией
6.       «География» в переводе с греческого означает:
А. «природа» Б. «смешивание» В. «землеописание» Г. «наука о жизни»
7.        Для анализа количественных и качественных данных используют  …. метод:
А. картографический Б. статистический В. описание Г. аэрокосмический
8.       Что из перечисленного является объектом изучения физической географии? Выберите три ответа:
1)      климат Земли 2) хозяйство 3) полезные ископаемые  4) влияние особенностей территории на здоровье населения 5) население  6) земная поверхность 
9.       Установите соответствие между объектами и науками:
Объекты
А. грибы
Б. полезные  ископаемые
В. рельеф
Г. население
Д. молния
Е. планета
Наука
7)      Биология
8)      Геоморфология
9)       Физика
10)  Астрономия
11)  Геология
12)  Демография

А
Б
В
Г
Д
Е









Тест по разделу «Как люди открывали Землю»              Вариант №1

1.       Древние финикийцы первыми из мореплавателей:
А. открыли Америку Б.обогнули Африку В. обогнули Европу Г. открыли Азию
2.       Впервые термин «география» употребил:
А. Геродот Б. Эратосфен В. Аристотель Г. Пифей
3.       Васко да Гама первым из европейцев:
А. достиг крайней точки Африканского материка Б. обогнул Африку, нашел путь в Индию В. совершил кругосветное путешествие Г. открыл Америку
4.        Древнегреческий  историк и путешественник, который оставил описания многих стран и посетивший Скифию:
А. Геродот   Б. Генатей   В. Пифей    Г. Птолемей
5.       Кто из путешественников открыл Америку?
А. Дж. Кук Б. М. Поло В. Х. Колумб Г. Васко да Гама
6.       Кто из путешественников совершил первое кругосветное путешествие?
А. Х. Колумб Б. Дж. Кук В. Васко да Гама Г. Ф. Магеллан
7.        Кто из путешественников открыл Антарктиду?
А. А. Никитин Б. Ф. Магеллан В. Дж. Кук Г. Ф. Беллинсгаузен, М. Лазарев
8.       Кто из путешественников открыл пролив между Евразией и Америкой?
А. В. Беринг Б. И. Москвитин В. С. Дежнев Г. В. Атласов
9.       Выберите три правильных ответа из шести. В освоении севера Европы и Азии приняли участие:
1)      С. Дежнев 2) В. Беринг 3) А. Никитин 4) И. Москвитин 5) А. Чириков
6) В. Атласов
10.    Установите соответствие между открытием и именем путешественника:
ОТКРЫТИЯ
ПУТЕШЕСТВЕННИКИ
А. английский мореплаватель, исследователь южных морей
1) Васко да Гама
Б. мореплаватель, совершивший первое кругосветное путешествие
2) Дж. Кук
В. нашел морской путь в Индию
3) Ф. Магеллан



Тест по разделу «Как люди открывали Землю»              Вариант №2

1.       Впервые термин «география» употребил:
А. Геродот Б. Пифей В. Аристотель Г. Эратосфен
2.       Кто из путешественников совершил первое кругосветное путешествие?
А. Дж. Кук Б. Х. Колумб В. Ф. Магеллан Г. Васко да Гама
3.       Кто из путешественников открыл Антарктиду?
А. Ф. Беллинсгаузен, М. Лазарев Б. Ф. Магеллан В. Дж. Кук  Г. А. Никитин
4.       Кто из путешественников  доказал, что Австралия – это самостоятельный материк?  
А. М. Поло Б. Дж. Кук В. Х. Колумб Г. Васко да Гама
5.        Афанасий Никитин - это купец, который
А. достиг крайней точки Африканского материка Б. обогнул Африку, нашел путь в Индию В. совершил путешествие в Индию, преодолев по пути три моря   Г. открыл Америку
6.       Кто из путешественников совершил первое русское кругосветное путешествие?
А. М. Лазарев    Б. И. Крузенштерн   В. Ф. Магеллан    Г. Ермак
7.       Кто возглавил первую по-настоящему исследовательскую экспедицию в Сибирь?
А. В. Беринг Б. И. Москвитин В. С. Дежнев Г. В. Атласов
8.       Кто из путешественников первым достиг Южного полюса?
А. А. Гумбольдт  Б. Ф. Магеллан В.  Р. Амундсен Г. Ф. Беллинсгаузен
9.       Выберите три правильных ответа из шести. В освоении Сибири приняли участие:
1)      А. Никитин 2) В. Беринг 3) С. Дежнев 4) М. Лазарев 5) Ермак 6) Ф. Беллинсгаузен
10.   Установите соответствие между открытием и именем путешественника:
ОТКРЫТИЯ
ПУТЕШЕСТВЕННИКИ
А. мореплаватель, достигший самой южной точки Африки
1) Х. Колумб
Б. путешественник, открывший Америку
2)  М. Поло
В. венецианский купец, совершивший путешествие на Восток
3)  Б. Диаш


Тест по разделу «Земля во Вселенной»              Вариант №1
1.      Кто ученых впервые  изготовил телескоп:
А. Птолемей Б. Пифагор В. Бруно   Г. Галилей
2.      Гигантское скопление звезд называется: А.  созвездием Б. Солнечной системой В. метеоритным дождем Г.  Галактикой
3.      Какая из перечисленных планет не относится к планетам-гигантам: А.Юпитер   Б.Нептун   В.Меркурий   Г. Сатурн
4.      Первый ученый, который доказал, что средством освоения космоса станет ракета - это: А. Ю.Гагарин   Б. К.Циолковский В. С. Королев   Г. А.Леонов
5.      Самая высокая температура  А. на Меркурии  Б. на Марсе  В. на Земле
Г. на Венере 
6.       «Звездоподобные» небесные тела – это  А. звезды  Б. кометы 
В. метеориты  Г. астероиды
7.      Определи, каким планетам соответствуют перечисленные характеристики а) Самая большая планета из планет земной группы.
б) Планета- гигант, которая получила свое название в честь древнеримского бога моря.
в) Планета земной группы, которая сияет на небе ярче всех звезд и хорошо видна невооруженным глазом
8.       Верны ли следующие утверждения:
А) Птолемей создал систему мира, в центре которой поместил Землю.
Б) Дж. Бруно первым использовал телескоп для изучения небесных тел.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба  верны
4) оба неверны



Тест по разделу «Земля во Вселенной»              Вариант №2

1.      Кто из древних ученых впервые предположил, что Земля имеет форму шара:
А. Птолемей Б. Пифагор В. Аристотель Г.Коперник
2.       Гигантские пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты -  это А. малые планеты Б. звезды В. метеоры  Г.  астероиды
3.      Какая из перечисленных планет не относится к земной группе?
А. Марс   Б. Юпитер  В.Венера    Г. Меркурий
4.      Естественный спутник Земли – это: А. Солнце  Б. Луна   В. Солнце и Луна  Г. Венера
5.      В каком году был запущен первый искусственный спутник? А.1957     Б. 1967   В. 1961   Г. 1977
6.      Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? А.  Ю.Гагарин    Б.  В.Терешкова   В.  С.Королев    Г.  А. Леонов
7.      Определи, каким планетам соответствуют перечисленные характеристики: 
а) Самая большая планета Солнечной системы.
б) Самая близкая к Солнцу планета.
в) Планета красноватого цвета, которая получила свое название в честь бога войны.
8.      Верны ли следующие утверждения о Солнце:
А) Ближайшая к Земле звезда – Солнце.
Б) Солнце относится к звездам – гигантам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба  верны
      4) оба неверны    



Основные ученые и их вклад
Амудсен Руаль — первый человек, достигший Южного полюса
• Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич — руководитель кругосветной экспедиции, во время которой была открыта Антарктида
• Васко да Гамма — открыл морской путь из Европы в Индию вокруг Африки
• Колумб Христофор — открыл Америку, хотя сам считал, что открыл Индию
• Кук Джеймск — исследовал берега Австралии, открыл Большой Барьерный риф, Новую Землю и ряд других островов
• Лазарев Михаил Петрович — первооткрыватель Антарктиды
• Магеллан Фернандо — совершил первое кругосветное путешествие

Алгоритм решения
1. Читаем условие и определяем географическое открытие
2. Из списка выбираем исследователя, которому принадлежит данный вклад в географию
3. Записываем цифру, под которой указан данный исследователь в ответ

Пример задания
Кто из перечисленных исследователей совершил первое кругосветное путешествие?
1. Ж. Лаперуз
2. Ф. Магеллан
3. Васко да Гамма
4. Р. Амудсен

Решение задания
В условии сказано, что необходимо определить исследователя, совершившего первое кругосветное путешествие. Из представленных ниже вариантов ответа кругосветное плавание совершали Жан Франсуа Лаперуз и Фернандо Магеллан, однако раньше это сделал именно Магеллан.

Ответ: 2



II тип задания — Особенности океанов

Вопросом в задании проверяется знание о Мировом океане, основных отличиях и характеристиках океанов

Главные особенности океанов
• самый большой океан — Тихий
• самый древний океан — Тихий
• самый глубокий океан — Тихий
• самый теплый океан — Тихий
• самый маленький океан — Северный Ледовитый
• самый холодный океан — Северный Ледовитый
• самый пресный океан — Северный Ледовитый
• самый холодный океан — Атлантический

Алгоритм решения
1. Читаем условие и определяем особенность океана
2. Из списка выбираем океан, которому характерна данная особенность
3. Записываем цифру, под которой указан данный океан в ответ
Пример задания
Какой океан является самым пресным?
1. Тихий
2. Индийский
3. Атлантический
4. Северный Ледовитый

Решение задания
В условии сказано, что необходимо определить океан, воды которого являются самыми пресными. Для этого необходимо вспомнить как соленость поверхностных вод зависит относительно широты: самые низкие показатели солености будут наблюдаться в полярных широтах (около 32 пром.). Также необходимо вспомнить, что сильное опресняющее действие на воды Северного Ледовитого океана оказывают реки России и Северной Америки, стекающие и понижающие соленость. Следовательно, нам подходит Северный Ледовитый океан


Ответ: 4



III тип задания — Особенности материков
Вопросом в задании проверяется знание об основных отличиях и характеристиках материков

Главные особенности океанов
• самый большой материк — Евразия
• самый маленький материк — Австралия
• самый теплый материк — Африка
• самый холодный материк — Антрактида
• самый влажный материк — Южная Америка
• самый сухой материк — Австралия
• самый высокий материк — Антарктида

Алгоритм решения
1. Читаем условие и определяем особенность материка
2. Из списка выбираем материк, которому характерна данная особенность.
3. Записываем цифру, под которой указан данный океан в ответ
Пример задания
Какой материк является самым жарким?
1. Южная Америка
2. Северная Америка
3. Африка
4. Австралия

Решение заданияВ условии сказано, что необходимо определить самый жаркий материк. Для этого необходимо вспомнить основные особенности материков или проанализировать положение на карте. Материк, который больше остальных прогревается под солнцем, в следствие своей большой территории, пересекающей экватор, и будет самым жарким. Следовательно, нам подходит Африка.

Ответ: 3
..















IV тип задания — Численность населения

Вопросом в задании проверяется знание о численности населения крупнейших стран мира

📚 Численность населения отдельных стран
1 Китай 1 394 470 000
2 Индия 1 343 160 000
3 США 328 655 000
4 Индонезия 265 015 300
5 Пакистан 212 742 631
6 Бразилия 210 215 000
7 Нигерия 188 500 000
8 Бангладеш 166 009 000
9 Россия 146 877 088
10 Япония 126 440 000

🕳Алгоритм решения
1. Читаем условие
2. Из списка выбираем ту страны, численность населения которой наибольшая
3. Записываем цифру, под которой указано данное государство в ответ

🕳Пример задания
В какой из перечисленных стран численность населения наибольшая
1. Испания
2. Колумбия
3. Австралия
4. Бангладеш

Решение задания
В условии сказано, что необходимо определить страны, численность населения которой наибольшая. Для этого необходимо открыть политическую карту мира (стр. 16-17 в атласе 7 класса) и посмотреть примерную численность населения для каждой из стран или запомнить список 10 крупнейших государств мира. В любом случае, правильный ответ — Бангладеш
Ответ: 4




V тип задания — Основная номенклатура


Вопросом в задании проверяется знание о самых крупных и значимых географических объектах и их положении на карте

Список основной номенклатуры прикреплен к посту

Алгоритм решения
1. Читаем условие
2. Из списка выбираем материк/регион/страну, где находится данный объект
3. Записываем цифру, под которой указан данный материк/региона страна

Пример задания
Самое глубокое озеро мира находится на материке
1. Сев. Америка
2. Юж. Америка
3. Австралия
4. Евразия

Решение задания
В условии сказано, что необходимо определить, где располагается самое глубокое мира. Для этого мы определяем самое глубокое озеро по списку номенклатура (Байкал), далее на физической карте мира определяем, где расположено оно (в Евразии)


Ответ: 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ РОССИИ


Задание базового уровня |

Второе задание проверяет умение работать с картой. Решение задания заключается в нахождении страны, с которой субъект РФ или физико-географический объект имеет государственную границу

I тип задания — Субъект РФ

Вопросом в задании проверяется умение находить государственную границу у субъекта РФ

Алгоритм решения
1. Для решения задания открываем карту административно-территориального деления России (Атлас 9 класса, стр. 4-5) и находим субъект РФ
2. Определяем, с каким государством он имеет границу
3. Записываем в ответ название государства в именительном падеже

Пример задания
Одним из приграничных субъектов РФ является Белгородская область, которая имеет выход к Государственной границе РФ с _______________.

Решение задания
В условии сказано, что необходимо определить страну, с которой Белгородская область имеет Государственную границу. Находим на карте Белгородскую область, находим государство, с которым она граничит. Записываем в ответ название страны в именительном падеже.

Ответ: Украина


 —
 Физико-географический объект
Вопросом в задании проверяется умение находить государственную границу РФ, проходящую по горным хребтам, рекам или озерам.

Алгоритм решения
1. Для решения задания открываем карту географического положения России (Атлас 8 класса, стр. 2-3) и находим физико-географический объект на карте
2. Определяем, с каким государством он имеет границу
3. Записываем в ответ название государства в именительном падеже

Пример задания
По реке Амур проходит государственная граница с _____________.

Решение задания
В условии сказано, что необходимо определить страну, с которой Россия имеет Государственную границу по реке Амур. Находим на карте Амур, находим государство, с которым река граничит. Записываем в ответ название страны в именительном падеже.

Ответ: Китай



ПОЧВЫ РОССИИ


Пример задания:
Расположите регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

1) Архангельская область
2) Смоленская область
3) Воронежская область

Теория:
Плодородие почв зависит от того, в какой природной зоне представлены данные почвы:
— тундро-глеевые (зона тунды) – неплодородные
— подзолистые (зона тайги) – малоплодородные
— дерново-подзолистые (зона смешанных лесов) – относительно плодородные
— серые лесные (лесная зона) – плодородные
— черноземы (зона степей) – наиболее плодородные
— каштановые (зона сухих степей) – малоплодородные
— бурые (зона полупустынь) – неплодородные

Алгоритм решения:
1) Читаем условие
2) Открываем почвенную карту России (в атласе 8 класса стр. 18)
3) Находим регионы, данные в условии, определяем типы почв, характерных для них
4) Располагаем данные регионы в порядке уменьшения (или увеличения) почвенного плодородия исходя из данных в теории, начинаем с региона, в котором почвенное плодородие минимально (или максимально в зависимости от условия)
5) Записываем ответ

Ответ: 321



ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Четвертое задание проверяет умение работать с картами атласа и находить ООПТ и определять природные комплексы
Решение задания заключается в нахождении одного верного примера из списка.

Для решения задания необходимо воспользоваться картой из атласа 8 класса, на странице 26-27 (особо охраняемые природные территории)

Алгоритм решения:
1. Находим каждый из предложенных заповедников
2. Определяем тот, который находится в необходимой для нас природной зоне (стр 54-55, атлас 8 кл (природные комплексы))

Пример задания
Студентам-географам для проведения исследований нужно посетить самый северный участок степи в Европейской части России. Какой из предложенных заповедников следует посетить студентам?
1. Кандалакшский
2. Приокско-Террасный
3. Таймырский
4. Астраханский

Решение задания
В условии сказано, что необходимо найти заповедник из предложенных, который находится на самом северном участке степи в Европейской части России. Для этого открываем карту ООПТ на странице 26-27 атласа 8 класса, и находим каждый из предложенных заповедников. Далее открываем карту природных комплексов (54-55 стр) и каждый из заповедников распределяем по природным зонам. Определяем тот, который находится на севере зоны степи или лесостепи в Европейской части России: по описанию нам подходит Приокско-Террасный заповедник, его и записываем в ответ

Ответ: 2



Народы и их традиционные отрасли деятельности
Для выполнения данного задания необходимо знать основные народы и виды их традиционной деятельности

Алгоритм решения:

1. Находим вид деятельности и определяем, для каких народов он характерен (Например, оленеводство, рыболовство, ловля морского зверя — северные народы и т)

2. Определяем тот народ, для которого характерен представленный вид деятельности

Пример задания

К традиционным отраслям какого из перечисленных народов России относится охота и оленеводство?

1. Татары

2. Ингуши

3. Калмыки

4. Ханты

Решение задания

В условии сказано, что необходимо определить народ России, для которого характерно охота и оленеводство, вспоминаем, что данный традиционный тип занятия относится к северным народов. Находим в списке представителя северных народов (в нашем случае, это ханты) и записываем в ответ

Ответ: 4

АТМОСФЕРНЫЙ ФРОНТ
Шестое задание проверяет умение работать с фрагментом карты погоды
Решение задания заключается в нахождении одного верного примера из списка.

Теплый фронт — обозначает на карте __╭╮╭╮__. При прохождение фронта наступает потепление
Холодный фронт — обозначается на карте __▲▲__. При прохождении фронта наступает похолодание

Если символы фронта «смотрят» на город, значит в этом городе будет потепление/похолодание

Алгоритм решения:
1. Находим каждый из предложенных городов
2. Определяем, в каком из городов возможно потепление (теплый фронт) / похолодание (холодный фронт)

Пример задания
В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное потепление?
1. Ханты-Мансийск
2. Тура
3. Омск
4. Москва

Решение задания
Существенное похолодание приносит холодный атмосферный фронт (показан чёрными треугольниками), а потепление – тёплый атмосферный фронт. Изучаем направление тёплых фронтов на карте. На пути следования тёплого атмосферного фронта на карте расположен только город Тура.

Ответ: 2



ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Решение задания заключается в нахождении координат на карте и дальнейшем определении субъекта или страны, на территории которого (-ой) этот город находится

Вспомним, как определяются географические координаты (широта и долгота). Широта – это величина дуги меридиана от экватора до заданной точки. Широта бывает северной и южной, в границах от экватора (0°) до полюса (90°). Долгота – это величина дуги параллели от нулевого меридиана до заданной точки. Долгота делится на западную и восточную, изменяется в границах от 0° до 180°. Точка пересечения широты и долготы показывает местоположение пункта на карте

I тип задания — определение региона РФ по координатам

Алгоритм решения
1. Находим географические координаты (широту и долготу) на карте из атласа 9 класса (административная карта), отмечаем точку их пересечения
2. Определяем, на территории какого субъекта (или государства) находится эта точка
3. Записываем название субъекта (страны)

Пример задания
Город Тюкалинск имеет географические координаты 56° с.ш. 72° в.д. Определите, на территории какого субъекта находится данный город.

Решение задания
В условии сказано, что необходимо определить на территории какого субъекта находится пункт. Следовательно, нам необходимо карта административно-территориального деления России, по которой можно определить субъект РФ. Следующим шагом необходимо найти пересечение 56-ой параллели северной широты и 72-го меридиана восточной долготы. Точка пересечения попадает на территорию Омской области.

Ответ: Омская область




ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Алгоритм решения
1. Определяем самый молодой слой (самый верхний), от него по степени увеличения возраста (и глубины) располагает оставшиеся породы

Пример задания
Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего).
1. глина
2. песок
3. известняк

Решение задания
Наиболее древние пласты залегают глубже, а более молодые ближе к поверхности. Т.е. сверху рисунка залегает более молодой слой горной породы, а внизу – более древний.
Получаем: песок, глина, известняк.
Соотносим с цифрами, которыми эти горные породы обозначены, и получаем итоговый ответ

Ответ: 213


ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО КАРТЕ

Алгоритм решения:
1. Измерьте расстояние между объектами при помощи линейки
2. Умножьте измеренное расстояние (в см) на указанное в масштабе (в м) в одном сантиметре
Округлите до десятых долей

Пример задания:
Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до точки В. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков местров. Ответ запишите в виде числа

Решение задания:
Чтобы определить расстояние между географическими объектами на плане местности, необходимо соединить эти объекты прямой линией, затем измерить полученный отрезок. Для определения расстояния использую масштаб плана местности. Полученный результат умножают на 100 (при масштабе 1:10000). Записываем и округляют полученное значением. В нашем случае, получаем 3,9. Умножаем на 100, получаем 390 м

Ответ: 390




ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО КАРТЕ

I тип — Определение сторон света

Алгоритм решения:
1. От начального объекта проводим линию на конечный объект
2. Определяем по линии направление

Пример задания:
Определите по карте, в каком направлении от башни находится родник

Решение задания:
Для определения направлений на топографической карте нужно учитывать, что направление на север – строго перпендикулярно вверх. Для решения этой задачи от условного знака, обозначающего башню, нужно провести перпендикуляр строго вверх — направление на север. Так как направление на север совпадает с направлением на родник возможны следующие варианты оформления ответа:

Ответ: север или С или северное



II тип — Определение азимута

Для решения задания необходимо использовать транспортир. Определяя азимут движения, необходимо помнить, что азимут — это угол между направлением на север и на определяемый объект (конечный пункт), который измеряется от 0 до 360 ° по часовой стрелке.

Алгоритм решения
1. Соединяем точки на карте
2. От начального объекта откладываем линию на север (верх карты)
3. Прикладываем транспортир к начальному объекту и определяем угол по часовой стрелке
Пример задания:
Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки А до родника. Ответ запишите цифрами

Решение задания:
Чтобы определить азимут движения, необходимо провести линию, показывающую направление на север и конец движения (точки А), затем соединить объекьы начала и конца движения прямой линией (т.е. точку А и родник). Полученный угол измеряем по часовой стрелке, совместив ноль транспортира с направлением на север.

Ответ: 90




ПРОФИЛЬ РЕЛЬЕФА МЕСТНОСТИ

Чтобы научиться решать такие задания необходимо проанализировать изменение рельефа по горизонталям

На топографической карте характер рельефа передают изогипсы — линии на карте, соединяющие точки с одинаковой высотой. Разница высот между горизонталями зафиксирована в легенде топографической карте (пример, горизонтали проведены через 2,5 метра — эта значит, что перепад высот между двумя соседними горизонталями равен 2,5 м).

Направление склона (повышение или понижение высоты) показывают бергштрихи — короткие черточки, которые указывают направление падения.

Алгоритм решения
1. На карте соединяем линии А-В
2. Находим примерные значения высот точек А и В
3. Отмечаем все пересечения на линии (реки, вершины гор)
4. Определяем на каком участке наблюдается понижение высоты
(спуск к реке), где наблюдается подъем
5. Определяем, на каких профилях совпадает высота точек А и В и
видны повышения и понижения, которые вы выделили по линии

Пример задания:
На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А — В разными учащимися, какой из профилей построен верно?

Решение задания:
Анализируя высоту рельефа по изогипсам, определяем, что точка А расположена на высоте выше 102,5 метров, а точка В — на высоте 107,5 м. Расположение точек А и В на профиле показывает, что такие условия наблюдаются только в профиле 4.

Ответ: 4




АНАЛИЗ МЕСТНОСТИ

I тип — Выбор участка для высаживания фруктового сада

Алгоритм решения
1. Сравниваем участки по 2 показателям, определяем какой участок
подходит лучше
2. Записываем первый аргумент (необходимо указать
южную экспозицию склона)
3. Записываем второй аргумент необходимо указать на
близкое расположение дороги для вывоза урожая)

Пример задания:
Фермер выбирает участок для закладки фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лечше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3 подходит ему больше. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Решение задания:
Анализируя географические условия каждого из участков по следующим показателям: положение на склоне южной экспозиции (склон обращен на юг) для лучшего прогревания участка солнцем и наличия рядом дорого, для вывоза урожая. Второй участок соответвует этим требованиям.
Правильный ответ — 2 участок

В обосновании необходимо указать следующие доводы:
1) Участок находится ближе к шоссе
2) Участок находится на склоне южной экспозиции




I тип — Футбольное поле / Волейбольная площадка

Алгоритм решения
1. Сравниваем участки по 2 показателям, определяем какой участок
подходит лучше
2. Записываем первый аргумент (необходимо указать отсутствие перепада высот (склонов))
3. Записываем второй аргумент (необходимо указать на отсутствие препятствий в виде кустарников или леса)

Пример задания:
Участники футбольной секции выбирают место для обустройства нового футбольного поля. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для обустройства футбольного поля. Для обоснования приведите два довода

Решение задания:
Анализируя географические условия каждого из участков по следующим показателям: положение на равной поверхности (важное условие для игры в футбол) и отсутствия на территории кустарников, деревьев, болота и прочих препятствий для игры. Правильный ответ — _ участок


В обосновании необходимо указать следующие доводы:
1) Участок находится на плоской местности (нет склона)
2) Участок не имеет препятствий для игры в футбол (нет болота)





III тип — Лыжи / Санки

Алгоритм решения
1. Сравниваем участки по 2 показателям, определяем какой участок
подходит лучше
2. Записываем первый аргумент (необходимо указать наличие перепада высот (склонов))
3. Записываем второй аргумент необходимо указать на отсутствие препятствий в виде кустарников или леса)

Пример задания:
Школьники выбирают место для тренировки школьной горнолыжной секции. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1,2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода

Решение задания:
Анализируя географические условия каждого из участков по следующим показателям: положение на склоне (важное условие для катания на санках) и отсутствия на территории кустарников, деревьев, болота и прочих препятствий для игры. Правильный ответ — 2 участок

В обосновании необходимо указать следующие доводы:
1) Участок находится на склоне
2) Участок не имеет препятствий для катания (нет болота, деревьев, кустарников)



 РАСЧЕТНАЯ ЗАДАЧА

I тип — соленость

Алгоритм решения
1. Определяем, сколько граммов солей находится в 1 литре
2. Умножаем полученное значение на данное в условии количество литров

Пример задания:
Средняя соленость поверхностных вод Балтийского моря составляет 8 промилле. Определите, сколько граммов солей растворено в 3 литрах его воды.

Решение задания:
Для решения этого задания необходимо вспомнить, что соленость измеряется в промилле, а соленость — количество солей в граммах, растворенных в 1 кг морской воды, а 1 литр морской воды весит около 1 кг. Следовательно, в 1 литре воды Балтийского моря содержится около 8 граммов соли, а в 3 литрах — 24 грамма

Ответ: 24





II тип — падение реки

Алгоритм решения
1. Определяем разницу высот истока и устья
2. Записываем ответ

Пример задания:
Исток Волги находится на высотке 300 м, а устье — (-28 м). Определите падение Волги. Ответ запишите в виде числа

Решение задания:
Для решения этого задания необходимо вспомнить, что падение реки – это разница между высотой истока (300м) и высотой устья (-28м), т.е. 300-(-28)=328 м

Ответ: 328





ТОП 10 ГОРОДОВ РОССИИ ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Москва - 12 506 468
Санкт-Петербург - 5 351 935
Новосибирск - 1 612 833
Екатеринбург - 1 468 833
Нижний Новгород - 1 259 013
Казань - 1 243 500
Челябинск - 1 202 371
Омск - 1 172 070
Самара - 1 163 399
Ростов-на-Дону - 1 130 305





Онега - река в Архангельской области, имеет протяженность 416 км. Исток реки находится на юго-западе, свое начало берет из озера Лача. Впадает она в Онежскую губу Белого моря. Протекает с юга на север

Питание Онеги смешанное, но в основном снеговое, поэтому с начала мая до июня здесь период половодья

В 75 км от начала река разливается на две: Большую Онегу, которая уходит вправо, и Маленькую Онегу, поворачивающую налево. Позже они снова соединяются

Река Онега имеет множество порогов, из-за чего она очень популярна среди туристов-байдарочников

Река Онега известна своими отливами и приливами. Иногда вода отступает более чем на десять метров






II тип — падение реки

Алгоритм решения
1. Определяем разницу высот истока и устья
2. Записываем ответ

Пример задания:
Исток Волги находится на высотке 300 м, а устье — (-28 м). Определите падение Волги. Ответ запишите в виде числа

Решение задания:
Для решения этого задания необходимо вспомнить, что падение реки – это разница между высотой истока (300м) и высотой устья (-28м), т.е. 300-(-28)=328 м


Ответ: 328







Климат

Многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

Распределение климата на Земле зонально, выделяют несколько климатических поясов — наиболее крупных подразделений земной поверхности по климатическим условиям, имеющих характер широтных поясов. Их выделяют по особенностям режима температуры и осадков. Выделяют основные и переходные климатические пояса.

Важнейшими климатическими факторами являются:

географическая широта местности;
циркуляция атмосферы;
океанические течения;
абсолютная высота местности;
удалённость от океана;
характер подстилающей поверхности.






Почва — верхний плодородный слой земли, относящийся к биосфере

Гумус (перегной) — основное органическое вещество почвы, содержащее питательные вещества, необходимые высшим растениям . Гумус составляет 85—90 % органического вещества почвы и является важным критерием при оценке её плодородности.

1)Влажные экваториальные леса → красно-желтые ферралитные почвы.

Несмотря на большое количество органической массы и растительного опада, почвы влажных экваториальных лесов бедны гумусом. Это связано с тем, что очень большое количество дождей постоянно вымывает его из состава почвы.

2)Переменно влажные леса → преимущественно красные ферралитные почвы.

С уменьшением количества дождей, концентрация гумуса в них растет.

3) Саванны и редколесья → красно-бурые и красные почвы.

Содержание гумуса в них уже несколько выше, доходит до 3%.

4)Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники → коричневые почвы.

Почвы насыщены основаниями, гумуса 4-5 %. Коричневые почвы очень плодородны, при орошении дают богатые урожаи.

5)Степи → преимущественно черноземы, а также коричневые и каштановые почвы.

Почвы степей - самые плодородные почвы на Земле.Низким плодородием отличаются солонцы и солонцеватые почвы, площади которых становятся значительными на юге степной зоны.

6) Широколиственные леса → большую площадь занимают бурые лесные и серые лесные почвы, на севере переходящие в дерново-подзолистые.

Почвы широколиственных лесов весьма богаты гумусом.

7) Смешанные леса → почвы на юге серые лесные, на севере - дерново-подзолистые.

Почвы не отличаются высоким плодородием, однако, пригодны для выращивания растений.

8) Тайга → в основном, подзолистые почвы, также глеевые таёжные почвы (глеезёмы) и мерзлотные таёжные почвы.

Увлажнённость достаточная. 1—6 % гумуса.

9)Тундра → тундрово-глеевые и торфянистые почвы.

10) Пустыни и полупустыни → бурые полупустынные, серозёмы, песчанные пустынные и каменистые пустынные.

Из-за избыточного увлажнения происходит заболачивание почв.



ГОЛЬФСТРИМ

Гольфстрим — крупное морское течение в Атлантическом океане. Благодаря его теплым водам европейские государства, расположенные на берегах океана, имеют более мягкий климат, нежели без него. Мощность течения впечатляющая. Расход воды в секунду больше чем во всех реках планеты и составляет 50 миллионов куб. м. Тепла в Гольфстриме столько, сколько выделяло бы 1 миллион атомных электростанций.






IV тип — изменение температуры

Алгоритм решения
1. Определяем разницу высот вершины и подножия
2. Считаем, на сколько изменилась температура

Пример задания:
Определите, какая температура воздуха будет на вершине горы высотой 500 м, обозначенной буквой А, если у подножия горы её значение составляет 12°C, и известно, что температура воздуха понижается на 0,6°C на каждые 100 м.

Решение задания:
Для решения этого задания необходимо понимать, что с повышением высота температура воздуха понижается. У подножия горы температура составляет 12°C, значит, к вершине она понизится на 0,6°C*5=3°C (тк на каждые 100м понизится на 0,6°C, то на 500 м - на 3°C). 12°C-3°C=9°C

Ответ: 9







ЕП это разница между количеством родившихся над количеством умерших. Мы анализируем только эти показатели. Общий прирост не рассматриваем т.к. здесь помимо родившихся,умерших еще и миграция. Чем больше показатель ЕП ,тем больше людей в этом регионе родилось



















































































Комментариев нет:

Отправить комментарий